Дислалия в большинстве случаев носит обратимый эффект, так как нервная система ребёнка не имеет повреждений. Мои занятия позволяют произвести коррекцию нарушения и избавиться от проблемы.
Ребёнок может пропускать звуки, заменять звук другим, различным по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, смешивать (вместо [ц] произносить [с], или [т]), искажать сходные по артикуляции звуки (горловое р). Иногда он вместо привычных воспроизводит звуки, не имеющиеся в русском языке – велярное или увулярное «Р» (французский прононс), межзубное «С».
Если вовремя не устранить дислалию, она приводит к серьёзным последствиям — развиваются нарушения не только в произношении, но и на письме. Когда ребёнок не произносит или смешивает близкие по звучанию фонемы, не воспринимает их на слух, то при написании слов наблюдаются всевозможные замены (баклажан — баклазан, птичка — пцицка, машинка — масинка). Словарный запас не пополняется словами, в которые входят дефектные звуки — он остаётся бедным, неполным или искажённым.
Как следствие, страдает грамматика родного языка, так как безударные окончания и часть предлогов ребёнок просто не слышит. Развивается лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, что приводит к проблемам с обучением. В свою очередь, трудности в обучении могут привести к стойкой школьной неуспеваемости, проблемам с адаптацией в коллективе, сложностями с профессиональной ориентацией.
Если строение артикуляционного аппарата в норме, причинами дислалии может быть недостаточная сформированность фонематической системы малыша, подражание детей неправильной речи взрослых, «сюсюканье» с ними, двуязычие в ближайшем окружении, безразличное отношение к формированию речи детей. Дислалия может проявляться у физически ослабленных и часто болеющих детей.
Препятствия в коррекции дислалии могут быть связаны с врождёнными или приобретёнными нарушениями анатомии речевого аппарата:
- Короткая уздечка;
- Неправильный прикус;
- Слишком толстый или слишком маленький язык;
- Аномалии зубных рядов;
- Высокое («готическое») нёбо;
- Низкое и плоское нёбо;
- Травмы или последствия заболеваний зубочелюстной системы.
В этих случаях, кроме занятий со мной, может понадобиться помощь других специалистов: стоматолога или ортодонта. При дефектах речевого аппарата следует провести максимально возможную коррекцию патологии.
Как проходят занятия
Коррекция дислалии — это кропотливая работа по постановке и автоматизации звуков. Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно: сначала коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем.
Как проводится работа:
- Ребёнок разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством интересных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
- Ведётся работа по постановке звука.
- После этого проводится закрепление поставленного звука в речи — сначала в слогах, потом в начале-конце-середине слова, а затем в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.
И так для каждого звука.
Диагностировать дислалию можно уже в три года. Важно как можно раньше начинать логопедические занятия по её устранению, чтобы они в дальнейшем не привели к нарушениям письменной речи, а именно дисграфии, дислексии и дизорфографии.
Работа ведётся в формате индивидуальных занятий, поэтому количество мест ограничено. Спешите записать ребёнка!