Почему возникает легастения и как она влияет на обучение ребёнка в школе. Ее симптомы, методы диагностирования и способы лечения. Последствия запущенного состояния патологии.
Умение грамотно писать и правильно произносить слова является не только признаком образованности человека, но и своеобразной нормой хорошего тона. Но не все дети и даже взрослые способны освоить эту науку — правописание.
Родители часто думают, что их ребёнок ленится и не хочет учиться писать правильно. Но всё не так. При легастении у него просто нет возможности писать грамотно.
Содержание статьи:
Причины легастении
Легастения — это психическое расстройство у ребёнка с нормальным уровнем интеллектуального развития. Дети-легастеники путают буквы и звуки, не могут иногда различить их между собой. Особенно те, что похожи по звучанию. При этом у них часто присутствует дислексия и дисграфия.
Причина появления легастении — проблемы в работе некоторых отделов головного мозга. К нарушению восприятия и обработки информации мозгом приводит его недостаточное кровоснабжение, снижение или увеличение активности отдельных его участков, увеличение плотности мозгового вещества в разных отделах и некоторые другие причины.
Из факторов риска психиатры отмечают следующие:
- Одна половина мозга патологически преобладает над другой половиной;
- Травмы головы;
- Заболевания инфекционного характера, которые оказывают влияние на отделы головного мозга;
- Внутриутробные отклонения в развитии плода из-за гипоксии, внутриутробных инфекции и ряда других причин;
- Социальные факторы.
Слишком высокие требования от родителей или учителей в школе могут спровоцировать или усугубить развитие этой патологии. У ребёнка часто на фоне неправильного отношения взрослых появляются вторичные психопатологии, стрессы и эмоциональное перенапряжение.
Если ребёнок физически не может соответствовать тем требованиям в учёбе, которые к нему предъявляются, он перестаёт стремиться к достижению результатов в обучении и начинает привлекать к себе внимание взрослых иными способами и поступками. Как результат — изменение поведения в сторону неадекватности.
Гиперактивность на фоне систематических эмоциональных расстройств является характерной для легастеников. Постоянные неврозы, страх и депрессивное состояние является следствием неправильного отношения взрослых к таким детям.
Перед уроками, особенно перед оценочными занятиями, у легастеников могут проявиться психосоматические расстройства — тошнота, рвота и сильная головная боль.
Симптомы легастении
Как я уже отметила выше, легастения является нарушением в работе головного мозга во время восприятия и обработки информации при обучении. При этом уровень интеллекта может быть даже выше среднего, но стандартные методы обучения для него не подходят.
Симптомы легастении могут значительно отличаться в зависимости и от возраста и уровня умственного развития.
Частые симптомы легастении:
- Нарушена мелкая моторика (ребёнок неуклюже берёт в руку карандаш, ручку, ложку или другой мелкий предмет);
- Концентрация внимания также нарушена;
- Трудно запомнить и воспроизвести информацию;
- Перестановка местами соседних букв при чтении или написании;
- Пространственное мышление имеет нарушение, понятия «верх-низ» и «право-лево» вызывает сложности с определением.
В дошкольном возрасте у детей легастеников нарушены социальные навыки и координация движений, замедленное усвоение новых навыков и новой информации, возникают трудности в произношении некоторых сложных слов. У детей школьного возраста отмечается замена слов другими, похожими по звучанию и смыслу, путаница в написании слогов, непонимание смысла арифметических знаков и неправильное их использование.
Легастения является сложным заболеванием, симптоматика которого сильно зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Она может сопутствующим расстройством психики при таких заболеваниях, как ДЦП, ЗПРР, умственная отсталость и некоторых других.При появлении нескольких отмеченных выше симптомов необходимо посетить педиатра, который после осмотра при необходимости направляет на консультацию к узким специалистам: психиатру, невропатологу, логопеду, сурдологу. Диагностика проводится по результатам прохождения тестов на списывание текста, письма под диктовку и зачитывания вслух специально составленного текста.
Лечение легастении имеет два направления: устранение причины появления недуга и устранение его последствий. Иногда врачи назначают приём лекарственных препаратов, которые улучшают кровоснабжение мозга, рекомендуют антидепрессанты. В любом случае медикаментозное лечение назначается после осмотра врачами и получения результатов обследований (ЭЭГ, ЭхоЭг).
В зависимости от степени тяжести выбираются подходящие логопедические корректирующие программы занятий. Они помогут ребёнку правильно воспроизводить текстовую информацию. От родителей требуется понимание сути проблемы и уменьшение требований к ребенку.
Обычная или спецшкола?
Родители легастеника рано или поздно должны выбрать один из вариантов — обучать ребёнка в специализированной школе или в обычной. Если есть желание, можно выбирать спецшколу. Там учителя имеют высокий уровень подготовки для обучения детей с этим расстройством, они не будут своими действиями наносить психологические травмы ребёнку.
Если школьник вынужден ходить в обычную школу, то необходимо предупредить педагогов о наличии у ребёнка легастении. Нарушение в написании и чтении слов у такого ученика не является признаком недостаточного умственного развития. Легастеники с успехом способны освоить школьную программу по всем остальным предметам.