Исправляю пропуски и искажение в речи сходных по артикуляции звуков, устраняю замены звуков другими. Решаю проблемы речевой моторики, речевого дыхания и просодической стороны речи, делаю логопедический массаж для коррекции нарушений артикуляции.
Недостатки артикуляции и неправильное произношение звуков – норма для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). В этом возрасте речевой аппарат недостаточно развит, координация органов артикуляции несовершенна, и дефекты речи малышей не тревожат мам и пап. Однако среди родителей нередко встречается ошибочное мнение, которое, к сожалению, разделяют некоторые «специалисты», что до 5–6 лет не стоит исправлять дефекты произношения.
На самом деле к этому возрасту в норме должны быть поставлены все звуки, включая самый трудный для артикуляции «Р». К шести годам нормально развитые дети умеют анализировать собственную речь, выделять и различать в словах все звуки родной речи, определять их место в слове. Тонкая работа органов артикуляции к этому возрасту уже настолько скоординирована, что ребёнку становится доступно произношение звуков со всеми нюансами: мягкость и твёрдость, звонкость и глухота.
Причём все эти умения достигаются естественным путём, в процессе развития детской речи. Недостатки произношения, сохранившиеся после 5–6 лет, свидетельствуют о дефектах речевого аппарата или слухового анализатора. Поэтому нужно начинать коррекционную работу как можно раньше, не дожидаясь критического срока. Правильная артикуляция звуков появляется в определённом порядке, и хороший логопед может увидеть нарушения этого процесса.
Так, шепелявость (замена «С» на «Ш») должна исчезнуть к 4 годам. А картавость (замена полноценного произношения «Р» на его горловое звучание) при несвоевременном обращении к логопеду может закрепиться на годы. Иногда различия в произношении нормального и дефектного звука настолько тонкие, что родители этого просто не замечают. И проблема усугубляется и закрепляется.
Возможно, что все органы артикуляции ребёнка в норме, а неправильное произношение отдельных звуков вызвано подражанием сверстникам или взрослым с подобными нарушениями из окружения. Чем раньше начать работу по коррекции нарушений речи, тем быстрее и легче с ними справиться. Именно поэтому рекомендуется проходить диагностику развития речи у логопеда с 2,5 лет. Делать это раньше не имеет особого смысла.