В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.
Ранее считалось, что логопедические занятия целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. В современности это правило давно утратило актуальность. Показать малыша логопеду стоит в возрасте 2,5-3 лет. Этот период наиболее подходящий для проведения «ранней диагностики», выявления существующих дефектов в развитии речевого аппарата.
Если, по вашему мнению, у малыша есть выраженные нарушения речи, которых уже не должно быть по возрасту проконсультироваться с логопедом лишним не будет. Профессиональная оценка состояния речи на предмет соответствия возрастным нормам развития ребенка позволит предупредить множество проблем. Стоит помнить, что по мере подрастания ребёнка исправлять устоявшиеся речевые расстройства будет гораздо сложнее.
Возраст для первого визита ребёнка к детскому логопеду — 2,4-2,5 лет. Приходить раньше имеет смысл лишь для обычной консультации, чтобы узнать больше о формирования речи и получить практически рекомендации.
Содержание статьи:
Признаки нормального развития речи
Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.
Признаки нормального речевого развития:
- Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
- В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
- В три года появляются свистящие звуки [С], [С'], [З], [З'], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
- В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч'], [Щ'], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
- В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р'], [Л], [Л']. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
- К семи годам малыш уже выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.
Если ваш ребёнок развивается по описанному выше сценарию, то всё хорошо. Если нет — обратитесь к логопеду, чтобы убедиться в нормальном развитии речи, узнать на что стоит обратить внимание.
Устанавливать причины речевых расстройств должен логопед. В некоторых ситуациях может потребоваться дополнительная консультация других специалистов – это невропатолог, ортодонт, отоларинголог, сурдолог, детский психолог.
Возраст первого посещения логопеда
Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.
Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся на пару месяцев позже.
Критичным считается возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам ребёнок не заговорил либо в его речи всего несколько слов, имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование речи у логопеда.
Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, имеет смысл сходить к педиатру. Логопед принимает детей только старше 2 лет.
Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.
Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот кропотливый процесс порой занимает не один месяц.
У родителей множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.
Поводы для обращения к логопеду
Устанавливать причины речевых расстройств должен логопед. В некоторых ситуациях может потребоваться дополнительная консультация других специалистов – это невропатолог, ортодонт, отоларинголог, сурдолог, детский психолог.
Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.
Активное формирование речи происходит в возрасте 2-3 лет, поэтому именно в этом возрасте целесообразно начинать консультироваться с логопедом. Особенно это касается родителей, чьи дети достигли 3 лет и не заговорили. В данном случае, без помощи логопеда или дефектолога уже не обойтись.
Дальнейшие логопедические консультации рекомендуется проводить раз в год. Такой контроль поможет своевременно отслеживать уровень речевого развития ребенка и определять его соответствие установленным возрастным нормам.
Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. Иначе это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить.
В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и грамматику, лексику, умение выделять звуки и различать их.
Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».
Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя сходу сказать, сколько времени потребуется для коррекции, это очень индивидуально.
Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.
Неправильное произношение может возникать из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.
В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.
Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избавит малыша от дефектов речи.
Ещё одно возможное нарушение речи — заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации логопеда и невролога для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.
Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы при чтении или письме, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и далее по списку. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.
Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты.
В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле обойдётся решение проблемы.