Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.
Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак назревающей проблемы, которую необходимо срочно решить.
Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.
Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.
В период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно в три года для развития речи многое можно сделать.
Содержание статьи:
Норма развития речи в 3 года
Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.
Норма развития детской речи в 3 года:
- Активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
- Знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
- Начинает изменять (иногда с ошибками) слова в предложениях по родам, падежам и числам;
- Предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
- Малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
- В речи большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
- Понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
- Некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
- С интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.
Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого.
Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.
Если в возрасте 3 лет наблюдается полное отсутствие речи, у ребёнка серьёзные проблемы — необходимо срочно посетить невролога!
Признаки задержки развития речи в три года
Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов или произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.
Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:
- Он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
- Его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
- При произношении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
- малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
- не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;
Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лица говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.
Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:
- Моторная или сенсорная алалия;
- Темповая задержка речи;
- Общее недоразвитие речи (ОНР).
Каждая из этих патологий, несмотря на то что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, детским психологом, дефектологом.
Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:
- Хромосомные патологии, врождённые заболевания;
- Наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
- Патологии беременности и родов;
- Педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
- Заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.
Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.
Как помочь своему ребёнку
Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога.
Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.
Советы по стимулированию детской речи:
- Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
- Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
- Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
- Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
- Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
- Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.
Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Он должен выражать своё желание словами. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться со сверстниками, малыш постарается применить все имеющиеся у него способности.
Внимательное отношение к проблемам задержки речи трёхгодовалого ребёнка, своевременная диагностика нарушения, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.