Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Layer 1
Детский логопед
Надежда Буйнова
+7 812 509-60-80
+7 812 509-60-80 Детский логопед
Записать ребёнка
Layer 1
Обо мне
  • Отзывы
  • История
  • Документы
  • Реквизиты
  • Бренды
Услуги
  • Развитие речи
    Развитие речи
  • Чтение и письмо
    Чтение и письмо
  • Звукопроизношение
    Звукопроизношение
  • Задержка развития речи
    Задержка развития речи
Отзывы
Цены
  • Занятия с логопедом
  • Диагностика развития речи
Вопрос-ответ
Контакты
Блог
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Layer 1
    Телефоны
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    E-mail
    logoped@ourkids.ru
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Layer 1
    • +7 812 509-60-80 Детский логопед
      • Телефоны
      • +7 812 509-60-80 Детский логопед
    • г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    • Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Детский логопед
    —
    Блог
    —
    Развитие речи

    Почему ребёнок плохо говорит в 4 года

    Почему ребёнок плохо говорит в 4 года
    Надежда Буйнова
    22 августа 2022

    Если в четыре года малыш не говорит или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно выяснять причину отставания развития и предпринимать меры по его устранению.

    В 4 года речь дошкольника в норме достигает пика своей активности с момента произнесения первого слова. Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми.

    Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и может стать причиной задержки психического развития.

    Содержание статьи:

    1. Норма развития речи в 4 года
    2. Признаки задержки речевого развития
    3. Причины речевой задержки в четыре года
    4. Как помочь 4-летнему ребёнку заговорить

    Норма развития речи в 4 года

    В этом возрасте начинают проявляться различия в речевых умениях детей. Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простые вопросы.

    Тем не менее и в том, и в другом случае — это варианты нормы. Такой разброс в развитии речи детей с одинаковыми возможностями – влияние семьи и пребывания в детском коллективе.

    Признаки нормального развития речи ребёнка четырёх лет:

    • Он чётко излагает свои мысли, имея в активном словаре до 2500 слов. Заметно, что его речь стала точнее и богаче, по сравнению с речью между 3 и 4 годами.
    • Может назвать основные признаки и свойства предметов, пользуясь для этого прилагательными, отражает в речи связи между явлениями.
    • Малыш становится более внимательным, может дослушать до конца ответ взрослого на свои вопросы, непрерывным потоком льющиеся из детских уст.
    • Высказывания четырёхлетнего ребёнка состоят из простых распространённых предложений, но он может употреблять и сложные конструкции.
    • Он способен на короткий монолог, например, рассказывая родителям о том, что с ним произошло в детском саду за день, пересказать небольшой текст, прочитанную сказку.
    • Грамматическое оформление высказываний может быть неидеальным – слова не согласованы между собой по родам и числам, глаголы изменяются неправильно, сложность в согласовании числительных с именами существительными и т. д.
    • Наступил период рифмования слов и создания собственных «стихов». Эти наивные рифмованные 2–4-стишия забавляют детей и развивают у них чувство мелодики родной речи.
    • Артикуляция шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч) должна быть правильной, а вот сонорных звуков (л, р) может быть пока несовершенной. Ребёнок 4 лет уже способен выделить звук из слова.
    • В речи детей 4 лет часто встречается неправильно поставленное ударение, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах (температура – пиринтура, типантура, электричество – лепестричество).
    Дети с нормально развивающейся речью активно общаются и играют со знакомыми и незнакомыми людьми по собственной инициативе.

    Признаки задержки речевого развития

    Структура речевых дефектов в этом возрасте разнообразна, практически нет двух одинаковых случаев задержки речи. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, дефектолога и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.

    Тревожные признаки отставания в речевом развитии ребёнка 4 лет:

    • Его речь мало кому понятна и представляет собой набор звукоподражаний, обрывков лепетных слов, отдельных слогов и междометий (ах, бух, ой).
    • Он не стремится общаться ни с кем, даже с родными людьми.
    • С трудом повторяет за родителями слова и короткие фразы, или отворачивается либо уходит.
    • Не может понять простую просьбу или инструкцию из двух частей (сначала принеси мне яблоко, а потом тарелку).
    • Вместо предложения произносит отдельные слова, или в его предложениях отмечается большое количество аграмматизмов.

    Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка: он часто замкнут, капризен, неусидчив, не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно.

    Нарушается интеллектуальное развитие, ведь для ребёнка по сути не существует предмета или явления, которые он не может назвать.

    Причины речевой задержки в четыре года

    Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит или вовсе не говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.

    Возможные причины задержки развития речи в 4 года:

    • Соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности;
    • Родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг;
    • Запаздывающее созревание мозговых структур;
    • Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве;
    • Генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса);
    • Педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку;
    • Стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления;
    • Заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха (как проверить слух ребёнка).

    Как помочь 4-летнему ребёнку заговорить

    Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжена с большими трудностями. Нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную помощь.

    Педиатр назначит терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения. Возможно, дополнит её физиопроцедурами: магнитотерапией, лазеротерапией, электрорефлексотерапией.

    Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, учителя-дефектолога и родителей ребёнка. Хорошо помогает логопедический массаж – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.

    Если приходится вызывать отдельные звуки, я рекомендую применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:

    • а-а-а – хлопки перед грудью;
    • о-о-о – хлопки вытянутыми руками;
    • ы-ы-ы – над головой;
    • у-у-у – по плечам;
    • я-я-я – грозим пальчиком;
    • е-е-е – пальчик движется вправо-влево;
    • ю-ю-ю – соединяем и разъединяем колечко из большого и указательного пальчика.

    Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т. д. Детям очень нравятся такие упражнения, они охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.

    Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.

    Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений весёлого язычка, машинки или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.

    Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и коррекционных педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.

    Рекомендую прочитать
    Развитие речи
    05 сентября 2022
    Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает
    Если ребёнок 3,5 лет плохо говорит, надо перестать надеяться, что малыш сам догонит норму речевого развития. Необходимо помогать ему в развитии речи.
    Развитие речи
    25 августа 2022
    Развитие речи ребёнка с 4 до 5 лет
    Развитие речи ребёнка с 4 до 5 лет сильно зависит от уровня семейного воспитания, и от качества образования, которое дети получают в дошкольном учреждении.
    Автор статьи
    Детский логопед
    Надежда Буйнова
    Телефон
    +7 (812) 509-60-80
    E-mail
    logoped@ourkids.ru

    Логопед высшей квалификации. С 1999 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2,5 до 17 лет.

    Остались вопросы?

    Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопкой выше.

    Обратите внимание: я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести речевую диагностику, которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

    Назад к списку
    • Детское развитие 10
    • Методики 3
    • Развитие речи 31
    Обо мне
    Отзывы
    История
    Документы
    Реквизиты
    Бренды
    Услуги
    Развитие речи
    Чтение и письмо
    Звукопроизношение
    Задержка развития речи
    Цены
    Занятия с логопедом
    Диагностика развития речи
    Контакты
    Вопрос-ответ
    Блог
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    logoped@ourkids.ru
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    © 2017-2025 · ИП Буйнова Н. В. · ИНН 781300396002 · OURKIDS ®
    Пользовательское соглашение