Если в четыре года малыш не говорит или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно выяснять причину отставания развития и предпринимать меры по его устранению.
В 4 года речь дошкольника в норме достигает пика своей активности с момента произнесения первого слова. Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми.
Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и может стать причиной задержки психического развития.
Содержание статьи:
Норма развития речи в 4 года
В этом возрасте начинают проявляться различия в речевых умениях детей. Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простые вопросы.
Тем не менее и в том, и в другом случае — это варианты нормы. Такой разброс в развитии речи детей с одинаковыми возможностями – влияние семьи и пребывания в детском коллективе.Признаки нормального развития речи ребёнка четырёх лет:
- Он чётко излагает свои мысли, имея в активном словаре до 2500 слов. Заметно, что его речь стала точнее и богаче, по сравнению с речью между 3 и 4 годами.
- Может назвать основные признаки и свойства предметов, пользуясь для этого прилагательными, отражает в речи связи между явлениями.
- Малыш становится более внимательным, может дослушать до конца ответ взрослого на свои вопросы, непрерывным потоком льющиеся из детских уст.
- Высказывания четырёхлетнего ребёнка состоят из простых распространённых предложений, но он может употреблять и сложные конструкции.
- Он способен на короткий монолог, например, рассказывая родителям о том, что с ним произошло в детском саду за день, пересказать небольшой текст, прочитанную сказку.
- Грамматическое оформление высказываний может быть неидеальным – слова не согласованы между собой по родам и числам, глаголы изменяются неправильно, сложность в согласовании числительных с именами существительными и т. д.
- Наступил период рифмования слов и создания собственных «стихов». Эти наивные рифмованные 2–4-стишия забавляют детей и развивают у них чувство мелодики родной речи.
- Артикуляция шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч) должна быть правильной, а вот сонорных звуков (л, р) может быть пока несовершенной. Ребёнок 4 лет уже способен выделить звук из слова.
- В речи детей 4 лет часто встречается неправильно поставленное ударение, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах (температура – пиринтура, типантура, электричество – лепестричество).
Дети с нормально развивающейся речью активно общаются и играют со знакомыми и незнакомыми людьми по собственной инициативе.
Признаки задержки речевого развития
Структура речевых дефектов в этом возрасте разнообразна, практически нет двух одинаковых случаев задержки речи. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, дефектолога и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.
Тревожные признаки отставания в речевом развитии ребёнка 4 лет:
- Его речь мало кому понятна и представляет собой набор звукоподражаний, обрывков лепетных слов, отдельных слогов и междометий (ах, бух, ой).
- Он не стремится общаться ни с кем, даже с родными людьми.
- С трудом повторяет за родителями слова и короткие фразы, или отворачивается либо уходит.
- Не может понять простую просьбу или инструкцию из двух частей (сначала принеси мне яблоко, а потом тарелку).
- Вместо предложения произносит отдельные слова, или в его предложениях отмечается большое количество аграмматизмов.
Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка: он часто замкнут, капризен, неусидчив, не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно.
Нарушается интеллектуальное развитие, ведь для ребёнка по сути не существует предмета или явления, которые он не может назвать.
Причины речевой задержки в четыре года
Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит или вовсе не говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.
Возможные причины задержки развития речи в 4 года:
- Соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности;
- Родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг;
- Запаздывающее созревание мозговых структур;
- Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве;
- Генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса);
- Педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку;
- Стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления;
- Заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха (как проверить слух ребёнка).
Как помочь 4-летнему ребёнку заговорить
Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжена с большими трудностями. Нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную помощь.
Педиатр назначит терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения. Возможно, дополнит её физиопроцедурами: магнитотерапией, лазеротерапией, электрорефлексотерапией.
Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, учителя-дефектолога и родителей ребёнка. Хорошо помогает логопедический массаж – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.
Если приходится вызывать отдельные звуки, я рекомендую применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:
- а-а-а – хлопки перед грудью;
- о-о-о – хлопки вытянутыми руками;
- ы-ы-ы – над головой;
- у-у-у – по плечам;
- я-я-я – грозим пальчиком;
- е-е-е – пальчик движется вправо-влево;
- ю-ю-ю – соединяем и разъединяем колечко из большого и указательного пальчика.
Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т. д. Детям очень нравятся такие упражнения, они охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.
Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.
Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений весёлого язычка, машинки или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.
Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и коррекционных педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.