Дети с ОНР начинают поздно говорить – после 3 лет. Их речь малопонятна, они понимают обращённые к ним слова, но не могут озвучить свои мысли. Постепенно ребёнок перестаёт говорить совсем. Занятия с логопедом решают проблему.
При общем недоразвитии речи страдает звуковая и смысловая сторона речи: звукопроизношение, фонематика, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь. Все дети с ОНР начинают поздно говорить – к 3–5 годам. Их речь малопонятна, они понимают обращённую к ним речь, но не могут высказать свои мысли. Постепенно ребёнок перестаёт говорить вовсе, осознавая свой недостаток.
Звуки произносятся им неправильно, грамматические категории (род, падеж, число) употребляются неверно. Нарушение речи ведёт за собой нарушения интеллекта и психики – памяти, внимания, мыслительных процессов, познавательной деятельности. Дети с ОНР отличаются нарушением координации движений, крупной и мелкой моторики.
Как следствие, снижается мотивация к познанию, у ребёнка исчезает стимул к получению знаний и присущая всем детям любознательность. Недоразвитие речи может привести к задержке психического развития (ЗПР), нарушениям поведения и отсутствию самоконтроля. Без речи, или при её ущербности, психические процессы становятся инертными, появляются эмоционально-волевые нарушения.
Как проходят занятия
Различают три уровня речевого развития при ОНР. В зависимости от уровня я планирую коррекционную работу с малышами:
- Первый уровень – самая тяжёлая стадия, когда речи нет совсем или имеется несколько слов, похожих на лепет младенца. Например, [ки] – это и кошка, и шапка, и мягкая игрушка. Фраз нет, как и грамматического оформления высказываний. Ребёнок активно использует мимику и жесты. Здесь главной задачей является развитие понимания речи, активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памяти.
- Второй уровень – слова есть, но их не всегда можно понять, так как нарушена звукослоговая структура слова (светофор — фитофор, простокваша — прасафаша). Фразы примитивны, сложные слова искажены и трудно узнаваемы, артикуляция большинства звуков нарушена. Словарный запас очень мал, наблюдается огромная разница между пассивным и активным словарём, сложности в понимании и использовании простых предлогов (в, на, над, под, за). Таких детей я обучаю умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их.
- Третий уровень – предложения достаточно развёрнуты, но страдает лексика и грамматика. Звукопроизношение сложных по артикуляции звуков нарушено, ребёнок испытывает трудности в подборе обобщающих слов, часто встречаются звуковые замены слов, сложности в подборе антонимов, синонимов и в образовании сравнительной степени наречий. Дети упрощают предложения, перечисляют детали и события без обобщающей сюжетной линии, необоснованно повторяют слова. На этом уровне идёт работа по совершенствованию связной речи, проводится практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и письму.
- Четвёртый уровень — звукопроизношение находится почти в норме или имеются несколько недоавтоматизированных звуков (л, р). В сложных словах ребёнок смешивает и пропускает слоги (легуровщик — регулировщик, пацемол — парацетамол). В высказываниях часты грамматические ошибки, связанные с процессами словообразования и словоизменения (металлическая чашка — ментальная чашка, пять пальцев — пять пальцав), большую сложность вызывает использование сложных предлогов (от, через, из-за, из-под). Словарный запас остаётся бедным, есть проблемы в подборе антонимов, синонимов, родственных слов. Связная речь остаётся недостаточно сформированной. Составление рассказов по картинкам и самостоятельные высказывания вызывают огромные трудности. В них отмечается большое количество аграмматизмов и бедность использования словаря. С детьми четвёртого уровня речевого развития работа логопеда направлена на профилактику специфических и стойких нарушений на письме, совершенствование фонематических процессов, лексико-грамматической системы и связной речи.
Работа по коррекции ОНР очень трудоёмка. В зависимости от уровня нарушения, она может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Чем раньше ребёнок с общим недоразвитием речи начал заниматься, тем меньше времени потребуется на коррекцию нарушения, и можно ставить более благоприятный прогноз.
Работа ведётся в формате индивидуальных занятий, поэтому количество мест ограничено. Спешите записать ребёнка!