Дислалия выражается в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Она проявляется при сохранном слухе и интеллекте и не считается нарушением до пяти лет.
Дислалия — это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.
Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, он должен чисто произносить звуки [с], [з], [ц], если четыре — [ш], [ж], [ч], [щ], пять — [л]. Проблемы с произношением в речи у ребёнка старше 5 лет – повод для срочного посещения логопеда (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков [с], [з], [ц]; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть).
При диагностировании дислалии логопед изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения может потребоваться консультация других специалистов — стоматолога, отоларинголога, невропатолога.
Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с этим речевым нарушением редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Например, существует около 50 способов постановки звука «Р», каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка.
Ниже расскажу что такое дислалия у детей, какие методы её коррекции существуют (иногда применяют термин «лечение дислалии», но это не совсем корректно).
Содержание статьи:
Виды дислалии
В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:
- Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
- Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
- Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.
Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфную дислалию, включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения, и полиморфную, в основе которой нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.
Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:
- Ротацизм — характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
- Йотацизм — дефект произношения йот [j].
- Хитизм — неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
- Каппацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
- Гаммацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
- Сигматизм — нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
- Ламбдацизм — дефект произношения твёрдого и мягкого [л].
Причины этого нарушения речи
Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.
В большинстве случаев диагноз ставится детям с проблемами в строении речевого аппарата:
- Расщелина твёрдого неба – «волчья пасть»;
- Расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
- Неправильный прикус – прогения или прогнатия;
- Отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
- Короткая подъязычная связка («уздечка»);
- Слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
- Неправильное строение челюстно-лицевых костей;
- Недоразвитость нижней челюсти.
Причины функциональной дислалии:
- Ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
- Нарушение фонетического восприятия;
- ММД, задержка психического развития в анамнезе;
- Задержка развития речи;
- Неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.
Диагностика дислалии
Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы восприятия и воспроизведения звуков детьми, хотя в моей практике часто встречаются случаи, когда родители не замечают отклонения в произношении их ребёнком.
Симптомы дислалии:
- При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа), вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.
- Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки вроде «каСя» в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации.
- В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.
Обследование ребёнка и выявление у него дислалии осуществляет логопед в процессе речевой диагностики, проводимой в игровой форме. Например, для определения дефектных звуков ребёнку предлагается повторить слова или назвать, что изображено на картинке. Материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учитываются мягкие и твёрдые согласные.
Логопедическое обследование также включает ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме дислалии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.
Логопед может рекомендовать дополнительные обследования у других специалистов (проверку слуха, зрения, особенностей психического развития). При намёке на тугоухость обязательна помощь отоларинголога.
Коррекция дислалии
Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. В начале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам. Так избавление дислексии проходит быстрее и эффективнее.
Базовые звуки для разных групп:
- С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
- Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
- К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.
Минимальное количество занятий с логопедом при дислалии – 2 раза в неделю. Ежедневно родители должны закреплять изученный с педагогом материал, выполняя задания. Ожидаемый результат виден через 2–3 месяца работы. Срок зависит от возраста ребёнка, структуры дефекта, количества нарушенных звуков, регулярности занятий и квалификации логопеда.
Постановку звуков можно разделить на 4 этапа: подготовительный, непосредственно постановка, автоматизация произношения, дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.
Подготовительный этап
На этом этапе артикуляционный аппарат ребёнка подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.
Направления работы:
- Отработка речевого дыхания;
- Развитие фонематического слуха;
- Отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
- Работа над мелкой моторикой рук;
- Отработка опорных звуков.
Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
Постановка звуков
На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи и голоса.
Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.
Автоматизация
Для закрепления поставленного звука в речи он сначала отрабатывается в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставится в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).
После автоматизации в слогах приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.
После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.
Дифференциация
На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.
Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее коррекции дислалии.
Нарушения речи также негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.