Проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию и научить ребёнка правильно выговаривать большое количество звуков. При соответствующей подготовке его можно проводить дома самостоятельно.
Родители детей с речевыми нарушениями не понаслышке знают, что такое логопедический массаж. С его помощью можно не только активизировать мышцы речевого аппарата, но и научить ребёнка правильно выговаривать звуки. Если органы речи готовы к работе, то и сложные звуки становится легче произносить. Тем более, данные занятия хорошо помогают в случаях, когда детям сложно произносить большое количество звуков.
Его делает логопед. Перечень речевых нарушений, при которых назначается, массаж достаточно обширен. При задержке речевого развития и правильном подходе, удаётся полностью устранить проблему, если нет других отклонений. Если отставание речи ребёнка от нормы значительное, родителям следует быть готовым к тому, что потребуется немало времени для доведения речи до нормального состояния.
Содержание статьи:
Показания и противопоказания массажа
Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:
- Корректирование правильного звукопроизношения.
- Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
- Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
- Укрепление глоточных рефлексов.
- Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.
Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время.
Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:
- Повышенной температуре;
- Простудном или остром респираторном заболевании;
- Воспалении дёсен;
- Стоматите;
- Конъюнктивите;
- Нарушениях лимфооттока;
- Увеличении лимфатических узлов;
- При наличии крови в кале;
- Герпетической инфекции.
Есть и другие противопоказания, но все они устранимы. Как правило, массаж просто откладывается до момента их устранения.
Особенности проведения
Перед началом процедуры логопед исследует состояние мимических, артикуляторных мышц, общей, ручной моторики. Определяет в каком они состоянии: напряжены или пассивны, имеются ли подёргивания, асимметрия в работе мышц, в зависимости от этого подбирает соответствующий набор упражнений. Во время сеанса массажа специалист подробно рассказывает и показывает тонкости проведения процедуры родителям. Они же, в свою очередь, для закрепления полученного результата, проводят их дома.
Массаж для развития речи рекомендуется делать в несколько циклов, каждый из которых включает в себя 10 сеансов. Сеансы проводятся либо каждый день, либо через день. Промежуток между циклами составляет 1–2 месяца. Если нет возможности частого визита к логопеду, допускается увеличение расстояния между сеансами, при этом необходимо увеличить их количество.
Он практически бессмыслен без одновременно проводимых занятий по коррекции имеющихся речевых нарушений. Например, я провожу логопедический массаж бесплатно в рамках индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
Продолжительность первых сеансов должна составлять около 5 минут. Постепенно время и количество упражнений увеличивается. Малышам, у которых были обнаружены серьёзные проблемы с развитием речевого аппарата, длительность первых занятий составляет всего 1–2 минуты, тем самым мы постепенно приучаем их к этому процессу, чтобы не вызвать негативного отношения к массажу и добиться необходимого результата.
В зависимости от нарушения речи у ребёнка, выбирается определённый вид массажа (руками, зондами, ложками) и техника его выполнения. Логопедический массаж языка вспомогательными средствами должен проводиться не ежедневно, так как можно вызвать раздражение языковых рецепторов. Оптимальным вариантом считается выполнение через день.
Зондовый массаж — это самый эффективный метод, так как зонды имеют разную форму и функции, что позволяет достичь необходимого эффекта значительно быстрее.
Вы можете ускорить процесс коррекции нарушения, проводя массаж самостоятельно. Для занятий с ребёнком не требуется покупать каких-то специальных зондов, которые можно увидеть у логопеда, когда он выполняет процедуру. В работе с ребёнком дома можно использовать тёплые руки взрослого, обычные ложки или зубную щётку.
Как делать логопедический массаж самостоятельно
Ниже приведу несколько вариантов, которые вы можете делать дома самостоятельно. Единственное, рекомендую зайти с ребёнком логопеду, чтобы он посмотрел, всё ли вы делаете правильно. Заодно получите рекомендации для вашего случая.
Перед тем как делать логопедический массаж в домашних условиях, нужно хорошо проветрить помещение. Другим важным моментом является отсутствие противопоказаний, описанных выше и любых болезненных ощущений в процессе — все манипуляции должны быть безболезненными для ребёнка.
Логопедический массаж пальцами
Любые манипуляции у лица ребёнка выполняются чистыми, тёплыми руками. Берите не более 5–7 упражнений, начиная и заканчивая массаж поглаживанием.
Упражнения для губ:
- Поглаживаем верхнюю губу от середины до уголков рта, обратно не возвращаемся (5–7 раз). Движения выполняются медленно, без нажима.
- Делаем то же самое с нижней губой;
- Смыкаем губы и проводим их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
- Делаем лёгкое постукивание по губам от середины до уголков рта обеими руками (3–4 раза).
- Выполняем спиралевидные движения по губам от середины до уголков рта (3–4 раза). Их можно делать на каждой губе отдельно или на сомкнутых губах. Носогубный треугольник не трогаем.
- «Утёнок» — губы сомкнуты и чуть-чуть вытянуты. Выполняется лёгкое пощипывание губ (5–7 раз).
- «Точечный массаж в уголках губ» — пальцы кладутся на уголки губ и делаются круговые движения на одном месте (5–7 раз).
- Смыкаем губы и выполняем их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
Для нижней челюсти:
- Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Лёгкое постукивание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Спиралевидные движения двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Лёгкое пощипывание пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
- Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
Для языка:
- Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
- Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцами горизонтально (5–7 раз).
- Постукивание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
- Спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка (5–7 раз).
- Пощипывание лёгкими движениями кончика языка (5–7 раз).
- Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
Для нёба:
- Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
- Лёгкое постукивание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
- Зигзагообразные движения (вправо-влево) по центральной линии нёба (5–7 раз).
- Спиралевидные движения по центральной линии нёба (5–7 раз).
- Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
Массаж зубной щёткой
Логопедический массаж зубной щёткой требует небольшой подготовки. Прежде всего, необходимо купить саму зубную щётку. Она должна быть чистой и специально предназначенной для занятий, а не для чистки зубов. Ворс у щётки должен быть мягким. Дополнительно потребуется купить бинт.
Перед занятием нужно сделать несколько тампонов. Их подкладывают под язык для сбора слюны, которая активно выделяется во время массажа. Важно вовремя сменять тампоны новыми. Это потребуется делать приблизительно каждые 2 минуты.
Если в качестве массажиста выступает мама маленького ребёнка, чтобы расслабить малыша нужно проводить все упражнения в активном контакте-общении. Можно напевать песню, рассказывать сказку, включить классическую музыку, положить любимые игрушки. Нужно подстраиваться под своего ребёнка.
В основе всех массажных упражнений лежит поглаживание и лёгкая вибрация. С помощью последнего удаётся достичь расслабления мышц, которые находятся в гипертонусе. Поглаживания выполняют спиралевидными или круговыми движениями. Надавливания не должны быть сильными.
В том случае, когда логопедический массаж выполняется ребёнку больным ДЦП, нужно подобрать правильную позу. Она может быть такой:
- Лёжа на спине. Обязательно под голову нужно положить валик. Нижние конечности должны быть согнуты в коленях.
- Позиция эмбриона.
- На животе. В область груди ложится валик.
При выполнении массажа при ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Дополнительно производится воздействие на скуловые мышцы, носогубную складку и подчелюстные мышцы.
Массаж с помощью ложек
Важным условием любого массажа является чистота рук и инструментов, которые специалист будет использовать во время выполнения процедуры.
Логопедический массаж ложками выполняется при помощи обычных столовых приборов. Единственное условие: отсутствие узоров, острых кромок и выступающих элементов на ложке, которые могут травмировать слизистую.
Для выполнения массажа потребуется взять 2 чайные ложки и несколько про запас на тот случай, если они будут падать на пол.
Родители должны понимать, что при проблемах с речью в массаже в большей степени нуждается язык, но без активизации всего речевого аппарата невозможно добиться должного результата. Все упражнения повторяются по 8 раз. Техника выполнения логопедического массажа ложками следующая:
- Поглаживание висков ребёнка выпуклой стороной ложки. Движения должны быть направлены по часовой стрелке.
- Лёгкое поглаживание глазных впадин округлой стороной ложки. Ложку ведут изначально вдоль надбровной дуги по направлению к внешнему уголку глаза. Возврат ложки осуществляется под глазом.
- Выпуклой стороной столовых приборов производится поглаживание щёк ребёнка.
- Спиральные движения выпуклой стороной прибора в области виска. В завершение можно сделать несколько лёгких нажатий (нужно быть очень аккуратным).
- Жевательные и подбородочные мышцы разминают круговыми движениями округлой стороной ложки.
- Кончиком столового прибора нужно «поскрести» по верхней, а затем по нижней губе. После этого делают частые нажатия.
При выполнении массажа у большей части детей наблюдается обильная саливация, поэтому необходима работа по преодолению слюнотечения:
- Научить детей хорошо жевать, глотать вначале на собственном примере. Можно выполнять сначала пассивное движение, брать ребёнка за подбородок и как бы делать жевательные движения вверх-вниз несколько раз в день. Для научения процессу глотания можно использовать соску. Сначала вкладываем её в рот малышу, потом нажимаем на неё, чтобы полилась жидкость, вытаскиваем и проделываем массирующие движения в области шеи, пока ребёнок не сглотнёт. Стараться меньше давать малышу протёртую пищу, а чаще варёное мясо, сушки.
- Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком перед выполнением упражнений.
Важно правильно завершить сеанс массажа. Для этого нужно погладить руками лицо и похвалить ребёнка. Хорошим заключением процедуры считается любимая игра или небольшой сюрприз в виде наклейки.
Положительный настрой малышу будет гарантирован, и в следующий раз он будет без проблем соглашаться на процедуру, зная, что после неё последует вознаграждение.
При наличии глубоких патологий (ринолалия, ДЦП), касающихся речевого аппарата, самостоятельно предпринимать попытки исправить дефект не рекомендуется. Каждый ребёнок, как и его клиническая картина, индивидуальны и требуют особого подхода для развития речи, коррекции и лечения нарушений.